Заказ онлайн

(495) 647-02-98

223-26-85

многоканальный

(495) 235-31-17

983-02-65

Адрес: Москва, Кожевническая 1, стр. 1, офис 508 (вход со двора). офис ООО Регистрация в Москве

Консультации Online
Готовые фирмы
 375473085
Регистрация ООО
 479297189
Регистрация ИП
 449128124


Бухгалтер или?... (Как решить вопрос ведения бухгалтерии после регистрации ООО)

В последнее время предприниматели часто пользуются услугами специализированных фирм, занимающихся, помимо регистрации новых ООО, ведением их бухгалтерии. Когда это имеет смысл? Какие плюсы и минусы у собственного бухгалтера?

Многим руководителям малых предприятий и индивидуальным предпринимателям приходилось на собственном опыте сталкиваться с проблемой организации ведения бухгалтерского учета при недостатке свободных средств. Если на фирме большие обороты и прибыль, то тут сомневаться не приходится: самое оптимальное – создать собственную бухгалтерию. Но как быть, если организация только начинает функционировать? Платежей проходит не так много, чтобы обеспечить полную занятость собственного бухгалтера. Доходы пока еще невелики, и тратить значительные суммы на зарплату квалифицированного бухгалтера не хочется. Что лучше предпринять в данной ситуации? Рассмотрим несколько вариантов.

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ.
Можно взять главного бухгалтера в штат на небольшую зарплату. Когда главный бухгалтер весь день находится на месте – это очень удобно. Он способен организовать ведение бухгалтерского и налогового учета в режиме реального времени, оперативно выписать счета, счета-фактуры, накладные и другие документы клиентам. Кроме того, бухгалтеру можно поручить ведение управленческого учета, делопроизводства и многое другое в зависимости от его способностей и наличия у него свободного времени. Это плюсы. А как насчет минусов?
Квалифицированный бухгалтер стоит достаточно дорого. В Москве найти хорошего специалиста на зарплату ниже 1000 долл. в месяц непросто! Конечно, можно пригласить очень толковую троюродную сестру друга соседа снизу, которая недавно окончила институт, бухгалтерские курсы и даже проходила практику в бухгалтерии крупного предприятия. Она пока сидит без работы и с радостью согласится взять на себя бухгалтерию за 300 долл. в месяц, да еще и с совмещением функции секретаря. Это прекрасная возможность сэкономить на зарплате бухгалтера (в данный момент) и дать возможность подучиться толковой девушке. Через год она наберется опыта и уйдет в другую фирму, а вместо нее можно нанять ее подругу, которой тоже нужно набивать руку на бухгалтерии.
Через некоторое время, когда фирма окрепнет и в нее придет более грамотный бухгалтер, выяснится, что девочки все делали неправильно (они же не специально). Новый бухгалтер что-то подправит, а что-то уже не сможет. Придеться внести изменения в налоговую отчетность, доплатить налоги и пени (или выяснится, что налоги «немного» переплачены). Эксперимент с неопытным бухгалтером может закончиться не так уж плохо. Хуже будет, если ошибки обнаружит налоговая проверка. В этом случае к организации вправе применить значительные санкции.

Пример. Компания обратилась в юридический центр с просьбой помочь в споре с налоговым органом. Предприятие занималось торговлей автомобилями и применяло упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» (не действует с 1 января 2003 года). Доход предприятия от сделок купли-продажи составлял не выше 2,5% от выручки. Бухгалтер решил, что выгоднее использовать упрощенную систему налогообложения и платить 26% от совокупного дохода. Предприятие благополучно проработало по такой системе целый год. Только налоговая проверка выявила грубую ошибку бухгалтера: 26% от совокупного дохода могли уплачивать только те предприятия, у которых «…доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 40 до 45% включительно», а не 2,5%, как в данном случае. Организация должна была отчислять 10% от валовой выручки, что значительно превышает ее доход от операций. Предприятию было невыгодно применять упрощенную систему налогообложения. В свое оправдание бухгалтер сообщила, что при выборе схемы уплаты налогов она руководствовалась устными разъяснениями налогового инспектора. В результате юристам пришлось затратить много усилий, чтобы против руководителя организации не завели уголовное дело.

В подавляющем большинстве случаев у руководителя предприятия отсутствует возможность самостоятельно оценить профессионализм бухгалтера. И это при том, что на сегодняшний день, по оценкам специалистов, средний уровень квалификации бухгалтеров достаточно низкий и не отвечает современным требованиям. Недостатки в бухучете может выявить аудиторская или налоговая проверка. В первом случае нужно платить аудиторам, во втором – пени и штрафы. Налоговые санкции, как правило, гораздо серьезнее.
Другая проблема, которую необходимо решить руководителю развивающегося предприятия, - обеспечение главного бухгалтера оборудованным рабочим местом. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если организация занимается розничной торговлей в павильоне на рынке, то выделить бухгалтеру некое пространство для его деятельности довольно затруднительно. А еще необходимо купить компьютер, бухгалтерскую программу, правовую базу и регулярно их обновлять.
Таким образом, при недостатке свободных средств руководитель должен решить сложную задачу: найти квалифицированного бухгалтера за сравнительно небольшую зарплату и создать ему нормальные условия для работы.

ВАРИАНТ ВТОРОЙ.
Второй путь, по которому часто идут начинающие предприниматели, - это бухгалтер на неполный рабочий день. Здесь могут быть варианты. Бухгалтер трудится постоянно в какой-нибудь организации и ведет бухгалтерию фирмы на домашнем компьютере в свободное от основной работы время. Или бухгалтер нигде постоянно не работает, а специализируется на ведении бухгалтерии небольших предприятий, и опять-таки на домашнем компьютере.
Если найти порядочного квалифицированного бухгалтера, то это не так уж плохо. С каждого из своих клиентов он берет небольшую сумму и за счет сотрудничества с двумя-пятью фирмами получает достойный заработок, а предприятия экономят на бухгалтерии.
На этом варианте можно остановиться, если решить несколько проблем.
· Необходимо убедиться в компетентности бухгалтера. Не только высококвалифицированные специалисты подрабатывают на ведении бухгалтерии малых предприятий.
· Всегда нужно быть готовыми к тому, что сотрудничество с надомным специалистом может внезапно прерваться. Человек может устроиться на хорошую работу, где не останется свободного времени, или просто исчезнуть вместе с документами.

Пример. Весной 2004 года в юридический центр обратился клиент с просьбой срочно сдать баланс за 2003 год. При этом никаких документов он представить не смог. Выяснилось, что предприниматель сотрудничал с приходящим бухгалтером. Они общались по мобильному телефону и встречались в метро. Женщину ему порекомендовал сосед по торговому павильону. Раз в квартал дама привозила документы на подпись, брала деньги и потом по телефону сообщала, что все балансы сдала. Документы она хранила у себя дома, так как это было всем удобно. Почему в один прекрасный момент мобильный телефон перестал отвечать и бухгалтер больше не появился, так и осталось тайной. А юристам пришлось в срочном порядке восстанавливать документы и сдавать налоговую отчетность.

ВАРИАНТ ТРЕТИЙ.
Еще один вариант – обращение в фирму, которая специализируется на ведении бухгалтерского учета. Здесь действует такой же принцип, как во втором варианте. Только в данном случае нет риска, что бухгалтер заболеет, пропадет или окажется неквалифицированным. В серьезных консалтинговых организациях действует специальная система контроля качества. Там есть кому проверять профессионализм сотрудников и следить за их работой. В сложных случаях можно рассчитывать на услуги знающего юриста и налогового консультанта. Кроме того, за возможные ошибки фирма несет финансовую ответственность, которая устанавливается в договоре.
Еще одни большой полюс обслуживания в консалтинговой фирме – комплексный подход к ведению бухгалтерии. Очень часто штатные или приходящие бухгалтеры видят цель своей деятельности только в одном – вовремя сдать отчет в налоговую инспекцию. Они просто не задумываются над тем, что налоговую схему предприятия можно значительно оптимизировать и в результате сэкономить деньги учредителей. Сотрудничая со специализированной консалтинговой фирмой, можно получить в одном лице высококвалифицированного бухгалтера, налогового консультанта и юриста.
В принципе, все неплохо, но, как обычно, есть и оборотная сторона медали. Прежде всего, необходимо правильно выбрать фирму. Так же как и в предыдущих случаях, можно столкнуться с непрофессионализмом. Здесь нужно обращать внимание на саму консалтинговую фирму: как давно существует, сколько в ней сотрудников, какой офис занимает, как относится к своим клиентам, предлагает ли заключить договор на ведение бухгалтерии или просто берет деньги наличными без всякой отчетности. В хорошей консалтинговой фирме разговор с клиентом начнется с обсуждения финансовой схемы работы предприятия. Консультант поможет построить ее таким образом, чтобы не платить лишних налогов и улучшить документооборот.
В серьезных консалтинговых компания можно рассчитывать на услуги знающего юриста и налогового консультанта.
Как правило, специализированные организации по ведению бухгалтерского учета не берут на себя первичную документацию. Одинаковое время на заполнение кассовой книги и накладных затратит как бухгалтер, получающий 1500 долл., так и девочка-секретарь с окладом 300 долл. Поэтому грамотный консультант посоветует клиенту самому организовать ведение первички. Это может делать секретарь, кассир, продавец и т.п. Раз в неделю, в месяц или в квартал (в зависимости от интенсивности деятельности) представители фирмы будут забирать первичную документацию, проверять, обрабатывать и составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Конечно, услуги специализированной консалтинговой фирмы обойдутся несколько дороже, чем приходящий бухгалтер, но в конечном счете это окупится.